Земные проблемы Музея воздухоплавания - Воздухоплавательный парк. Музей воздухоплавания



Земные проблемы Музея воздухоплавания

Под угрозой – уникальная экспозиция



Окраина Санкт-Петербурга, железнодорожные депо, тянущаяся до горизонта промзона. В сотне-другой метров от платформы пригородных поездов – трехэтажный особняк с белыми колоннами. В прошлом – главное здание Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ). Здесь с 1885-го по 1925-й год располагался Учебный воздухоплавательный парк, память о котором сохранилось в названии железнодорожной станции. С 1985-го по 1917-й год школу бессменно возглавлял легендарный аэронавт генерал Александр Кованько, единственный в дореволюционной России воздухоплаватель, произведенный в чин генерал-лейтенанта.

Здесь в 1908 году был построен и испытан первый российский военный дирижабль «Учебный», действовала лаборатория, оборудованная аэродинамической трубой. В годы Второй Мировой на располагавшемся здесь авиаремонтном заводе ремонтировали оборудование самолетов, полученных СССР по лендлизу.

В здании авиаремонтного завода № 138 (в прошлом – главное здание Школы), закрывшегося в 1996 году, с 1998-го по декабрь 2007-го года действовал своеобразный музей Офицерской воздухоплавательной школы. Эта экспозиция была подготовлена благодаря энтузиазму Юрия Михайловича Лозыченко, человека влюбленного в историю авиации. Проработав 40 лет радиомехаником на авиаремонтном заводе, он еще в начале 80-х годов ХХ века начал собирать материалы по истории Офицерской воздухоплавательной школы.

Однако здание, в котором располагалась экспозиция, было продано коммерческой структуре. Будущее экспозиции, демонтированной и складированной в другом помещении, до сих пор остается неясным…

Юрий Михайлович Лозыченко проводит небольшую экскурсию по территории бывшей Офицерской воздухоплавательной школы:

- Вот здесь в те времена находился флагшток. Неподалеку был храм Святого Илии, покровителя всех авиаторов и аэронавтов. К сожалению, уже в 20-е годы он был разрушен. Этот храм являлся памятником погибшим авиаторам, в нем находились мемориальные доски. Еще совсем недавно вот здесь, на месте современного кирпичного строения, была постройка, в которой размещались почтовые голуби. В составе Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ) было и такое подразделение. В этом трехэтажном доме жили офицеры воздухоплавательной школы. Второй этаж занимал начальник школы генерал Кованько с семьей. Вот в этом небольшом здании размещалась канцелярия школы. Главное здание школы к сожалению, могу показать только из-за забора. На его стене размещены мемориальные доски, посвященные воздухоплавательной школе и Петру Нестерову. Был и эллинг для аэростатов и дирижаблей, утраченный достаточно давно.

Датой зарождения воздушного флота России следует считать 27 октября 1884 года. Тогда военным министром Ванновским была представлена записка о необходимости создания комиссии по применению воздухоплавания в военных целях. 9 декабря 1884 года делопроизводителем комиссии был назначен поручик инженерных войск Александр Кованько. 23 января 1885 года было принято решение о формировании команды аэронавтов, или, по-русски говоря, воздухоплавателей. Временным заведующим командой стал поручик Александр Кованько, будущий известный воздухоплаватель и начальник школы.

Таким образом, именно в 1885 году было создано первое подразделение воздушного флота. Из-за различных конъюнктурных моментов значение ОВШ в истории русской авиации было если не предано забвению, то принижено.

Так, часто приходится слышать, что первой летной школой в России была Гатчинская летная школа. При этом историки забывают, что Гатчинский аэродром был создан в 1909-11 годах под эгидой той же Офицерской воздухоплавательной школы. Сама же Гатчинская школа появилась как самостоятельная структура лишь в 1914 году, возникнув опять же на базе авиационного отдела ОВШ !

ОВШ стала прообразом будущих военных летных училищ. Многие люди, связанные с авиацией не могут поверить, что именно здесь, в этих зданиях, по решению военного ведомства в 1908 году были разработаны и построены четыре военных аэроплана собственной конструкции , из которых взлетел лишь один, разработанный инженером Агаповым. Аэродрома здесь не было, самолеты испытывались в 1909 году в Гатчине.

Это были первые русские самолеты, не считая, конечно, самолета Можайского. Кстати, о самолете Можайского. При школе существовал музей, одним из экспонатов которого был двигатель самолета Можайского. Уникальный экспонат пропал в 1930-е годы.

Экспонаты музея использовались в процессе обучения. Таким образом, здесь действовали первый воздухоплавательный парк, первый авиационный музей, первые авиаремонтные мастерские, первый авиационный инженерный склад...

Мы входим в одноэтажное здание, в котором некогда находилась канцелярия школы, а позднее – штабы различных авиационных частей, размещавшихся в этих зданиях. Детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы, плакаты по истории авиации и воздухоплавания. Еще недавно это составляло экспозицию, занимавшую зал в бывшем главном здании школы. Теперь собиравшиеся годами материалы пылятся в тесном помещении с текущей крышей и проваливающимся полом.

- Теперь собственно о музее... - продолжает Юрий Михайлович, - В начале 1980-х мне, комсомольцу, было поручено шефство над дочерью генерала Кованько - Варварой Александровной Мороко. Ей тогда было около 80 лет, и поскольку завод вел свою историю от ОВШ, у нас не могло не быть сотрудничества.

Так вот, с тех пор я начал собирать материалы о генерале Кованько и Офицерской воздухоплавательной школе. Экспозиция была открыта в 1998 году после устного указания тогдашнего командующего 76-й армией ВВС Ленинградского военного округа. В коллекции были представлены архивные документы и редкие фотографии, связанные с историей школы. Частью коллекции были средства спасения пилота. Ведь именно на принадлежавшем школе аэродроме в Сализи (ныне Котельниково) изобретатель Котельников испытывал первые российские парашюты. В экспозиции были представлены несколько парашютов и катапультное сидение современного истребителя МиГ-31. Здесь можно было видеть различное бортовое и наземное оборудование - метеорологические приборы, радиостанции различных модификаций, коммутаторы.

В экспозиции могла бы найти отражение и развитие тема военных аэронавтов – корректировщиков артиллерийского огня. Ведь корректировка артиллерийского огня и разведка были первой задачей военных воздухоплавателей. Первый раз аэростат появился над полем боя в 1904 году во время русско-японской войны. Именно тогда Александр Матвеевич Кованько, непосредственно участвовавший в боевых полетах, был награжден Золотым Георгиевским оружием и повышен в чине – произведен в генерал-майоры..

Все это - история авиации. Были мысли о том, чтобы сделать наш музей интерактивным, организовать здесь для желающих полеты на воздушном шаре.

Наши постеры в 2003 году демонстрировались в Москве на выставке, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, и были удостоены дипломов.

Разговоры о возможном выставлении здания на конкурс начались еще в 2002 году. Руководство успокаивало: мол, условием тендера станет сохранение музея. Конечно, ничего подобного сделано не было. И в 2007 году новый владелец здания предложил освободить помещение, либо арендовать – за 300 долларов с квадратного метра в месяц ! А ведь этот предприниматель – в прошлом офицер ВВС…

В течение последних трех месяцев экспонаты были перебазированы в складское помещение. Теперь от бывшего главного здания, в котором размещалась экспозиция, нас отделяет забор. В здании, являющемся памятником военной истории, новым владельцем проделана дверь для въезда электрокаров, несмотря на то, что строение находится под охраной ГИОП. Вместе с приобретенным зданием в аренду была взята значительная часть территории бывшей ОВШ. И почти сразу оказались снесены два строения – бункер гражданской обороны и склад.

Конечно, и в советское время комплекс зданий использовался «на износ». В главном здании ОВШ, где проходили лекции и торжественные мероприятия, после 1952 года размещались цеха, к стенам крепились различные металлоконструкции. Пять строений бывшей ОВШ находятся под охраной государства, но боюсь, что в ближайшем будущем охранять будет уже нечего...

После встречи с командующим 6-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенантом В.Г. Свиридовым музею было предложено помещение в Басковом переулке. Однако пока шли переговоры, и это здание было продано. В конце концов командование предложило передать экспонаты в закрытый военный городок Хвойный под Гатчиной. Но от этого предложения Юрий Михайлович категорически отказался, справедливо считая , что экспонаты эти там никто не увидит. Да и контролировать их судьбу он уже не сможет. Юрий Михайлович опасается, что когда-нибудь от него потребуют освободить помещение, в котором хранятся экспонаты. Тем более что у командования есть планы оборудовать здесь жилые помещения для контрактников.

Куда в таком случае девать экспонаты ? Ведь в квартире они не поместятся…

Удивляет не столько поведение предпринимателя, сколько безразличие к судьбе уникальной экспозиции людей в погонах, для которых история отечественной авиации вроде бы не должна быть пустым звуком…

Андрей Пюккенен.
Газета "Площадь Труда" 10 апреля 2008 г.




Hosted by uCoz