Первый храм русских авиаторов



ПЕРВЫЙ ХРАМ РУССКИХ АВИАТОРОВ





«Расположение наших войск в больших массах преимущественно на окраинах Империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее Военное Начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы».

Священник Г.А. Цитович, «Храмы армии и флота», 1913 г.




По Высочайшему волеизъявлению

Русская армия была христолюбивой. На протяжении нескольких столетий глубокой набожностью русских воинов обреталась помощь Божия, без которой никакое дело не могло иметь успеха.

Каждый российский полк, каждая воинская часть непременно должны были иметь свой храм, где офицеры и солдаты могли бы причащаться Христовых Таин и молиться о спасении страны Российской.

В Петербурге и его окрестностях и до сей поры сохранились военные храмы. Это всем известные Спасо-Преображенский собор лейб-гвардии Преображенского полка, Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка, Софийский собор лейб-гвардии Гусарского полка в Царском Селе, Николо-Богоявленский Морской собор, Морской собор в Кронштадте… Один из первых храмов Санкт-Петербурга – Сампсониевский собор – также был заложен Государем Императором Петром I в честь победы русских войск под Полтавой. В этом же знаменитом храме, на боковых стенах нижнего яруса колокольни, были размещены мемориальные доски, посвященные героям Полтавской битвы. Эта святая традиция воплощалась потом в военных храмах Российской Империи…

В конце девятнадцатого-начале двадцатого века во всей России и, в частности, в столице, постройкам военных церквей стали уделять большое значение. Связано это было с особым вниманием государственной власти к укреплению армии и флота. Россия входила в двадцатое столетие сильной капиталистической державой, что, несомненно, нуждалось в мощной обороне.

В 1900 году военный министр А.Н. Куропаткин в своем докладе на Высочайшее имя пишет: «…представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, и для расширения существующих войсковых храмов, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой…» На этом докладе Государь Император Николай II написал: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, это я считаю делом в высшей степени важным. 23 января 1900 г.».


«Ты летать хочешь ввысь, так пред тем помолись…»

К концу девятнадцатого века в русской армии зарождается новый род войск – воздухоплавательные войска. Началось освоение Пятого океана. Пройдет не одно десятилетие, когда российские летчики и авиаконструкторы станут известны всему мира и буду признаны профессионалами высочайшего класса. Тогда же воздухоплавание (именно воздухоплавание, еще не авиация) было делом необычным, малознакомым и, разумеется, опасным. Не случайно руководить командой воздухоплавателей было поручено человеку высокообразованному, склонному к технике и изобретательству и готовому ко всякого рода сложным экспериментам. Таким человеком стал Александр Матвеевич Кованько, который вошел в русскую военную историю как руководитель первого в России военно-воздушного заведения.

Весной 1885 года Александр Кованько, тогда подпоручик, пришел вместе с командой будущих воздухоплавателей на Волково поле – на южную окраину Петербурга, где еще с начала девятнадцатого века находился артиллерийский полигон. Здесь было несколько небольших деревень и огромные, еще не освоенные поля. Именно эту землю можно по праву называть родиной русской авиации…

Александр Матвеевич внес большой вклад в развитие отечественной науки, в том числе воздухоплавания и авиации. Но при всех своих интеллектуальных достоинствах генерал-лейтенант Кованько был еще и человеком истинно православным, понимающим, что только с помощью Божией он и его товарищи могут развивать еще невиданное в русской армии дело – воздухоплавание. Вот почему в его первоочередных планах было построение храма воздухоплавателей.

И в 1899 году (к тому времени Учебный воздухоплавательный парк в Петербурге стал не только солидным учебным заведением, но крупным научно-исследовательским воздухоплавательным центром России) в Петербурге, на Волковом поле, открывается новый храм.


Запуск воздушного шара возле церкви Пророка Илии

Вот что писала по этому поводу военная газета «Русский инвалид»: «4 апреля находящиеся в Петербурге военные воздухоплаватели собрались в Учебный воздухоплавательный парк на Волковом поле для присутствования на торжестве освящения вновь сооруженного молитвенного дома-церкви во имя Пророка Илии. Настоятельная необходимость в сооружении здесь церкви ощущалась давно, так как ближайшая военная церковь находится от парка в расстоянии около 5-ти верст, и посещение ее, особенно в зимнее и ненастное время, крайне затруднительно… Поэтому Учебный воздухоплавательный парк, с благословения протопресвитера военного и морского духовенства и отца Иоанна Кронштадтского, задумал построить близ казарм Учебного воздухоплавательного парка церковь. Осуществить это дело представится возможным только тогда, когда соберется для этого достаточная сумма. Чтобы теперь же дать возможность чинам парка посещать Божественное богослужение, протопресвитер военного и морского духовенства испросил у военного министра разрешение устроить молитвенный дом-церковь в отведенном для этой цели в учебном воздухоплавательном парке помещении.

Благодаря сочувствию военного министра, о. протопресвитера, главного начальника инженеров, инженерного начальства, заведывающего электротехническою частию инженерного ведомства, в течение пяти недель удалось закончить работы по приспособлению помещения, в котором и был установлен походный иконостас л.-гв. Преображенского полка. При содействии полковых церквей л.-гв. Егерского, Кавалергардского полков и л.- гв. Саперного баталиона, вновь устроенная церковь была снабжена иконами, облачениями, церковными сосудами, утварью и пр., и таким образом явилась возможность 4-го сего апреля освятить ее.

Торжественное богослужение совершал протопресвитер военного и морского духовенства Желобовский, в сослужении вновь назначенного священником этой церкви о. Цветаевым и протоиереем приходской Преображенской церкви. На освящении присутствовали: заведывающий электротехническою частию инженерного ведомства, начальник инженеров Петербургского военного округа, многие инженерные генералы, чины управления электротехнической части и большинство находящихся в Петербурге военных воздухоплавателей. Церковь была переполнена молящимися.

На построение новой церкви во имя Св. Пророка Илии о. Иоанн Кронштадтский пожертвовал 700 рублей». (Орфография и стиль статьи сохранены – М.К.).

… О том, как проходила церковная жизнь в Воздухоплавательном парке, сегодня мы можем судить лишь по воспоминаниям Варвары Александровны Мороко, младшей дочери генерала Кованько, скончавшейся в 1997 году. К счастью, эти воспоминания записаны и на бумагу, и на магнитофонную пленку. Со слов Варвары Александровны, идея считать Святого Пророка Илию Небесным покровителем воздухоплавателей принадлежала ее отцу, генералу Александру Матвеевичу Кованько. Сам Александр Матвеевич почитал за счастье принимать участие в богослужениях – прислуживать в алтаре, читать псалтырь…19 марта 1900 года в Воздухоплавательный парк доставили колокола и подвесили их рядом с церковью. Дата доставки и подвески колоколов написана рукой А.М. Кованько, на обратной стороне большого фарфорового блюда, которое хранится в семье дочери В.А. Мороко, внучки генерала Кованько – Елизаветы Евгеньевны Сергеевой.


Внутреннее убранство Ильинского храма

В церкви особо почитались икона Святого Пророка Илии – она стояла перед правым клиросом – и Святого Благоверного Великого князя Александра Невского – она находилась перед левым клиросом. К почитаемым в Ильинской церкви относилась и икона Божией Матери «Знамение», особо чтимая в Новгороде. Варвара Александровна объясняла это так. В октябре 1885 года А.М. Кованько вместе с подпоручиком Трофимовым совершили свободный полет на воздушном шаре из Петербурга в Новгород. Александр Матвеевич считал, что этот опасный полет закончился благополучно благодаря милости Божией и покровительству новгородской святыни – иконы Божией Матери «Знамение». ( В одном из своих стихотворений А.М. Кованько – он и стихи слагал – писал: « Ты лететь хочешь ввысь, так пред тем помолись – авиация все же стихия!»… Во время аварий аэростатов сам Александр Матвеевич четырежды тонул, но каждый раз был спасаем. При этом он всякий раз уповал на помощь Божию.)

На боковых стенах Ильинского храма висели доски из черного камня, на которых золотом были написаны имена погибших воздухоплавателей, тип летательного аппарата и дата гибели. Памятная доска устанавливалась сразу после очередной жертвы.

Богослужения в церкви проходили по субботам, воскресеньям, в праздничные дни, в посты, проводились разные заказные службы.


Снимок Ильинского храма и Волкова поля, сделанный с летательного аппарата.

Вначале Ильинский храм предназначался только для военных и их семей. Позднее ее стали посещать служащие железнодорожной станции «Воздухоплавательный парк», жители близлежащей округи.

После революции храм по своему прямому назначению прослужил еще пять лет. В 1922 году Ильинскую церковь закрыли, здание было переделано под другие нужды. (Воздухоплавательная школа, уже советская, к тому времени еще существовала.) Скорее всего, здание было снесено в 1926 году.


В двадцать первом веке

Сегодня земли, где когда-то располагался знаменитый Воздухоплавательный парк, не имеют той привлекательности, что сто лет назад. Здесь почти нет жилых домов, каждый клочок свободного пространства отдан более или менее крупному предприятию; тут шумно и пыльно…. Правда, на территории, непосредственно примыкающей к Офицерскому дому, где жила семья генерала Кованько, до сих пор действует воинская часть ВВС России.

Именно на этой территории находилась Ильинская церковь, и ее расположение можно определить и сегодня с малой погрешностью – благодаря сохранившимся планам и фотографиям.


Здесь когда-то был храм...

Инициативная группа по сохранению исторической территории «Воздухоплавательный парк» одной из своих задач видит и восстановление Ильинского храма (часовни), на ближайшее время – установку поклонного креста.

…В 1913 году в России насчитывалось 603 военных храма, большинство из них находилось в Петербурге – столице Российской Империи и военной столице. В число этих церквей входила и скромная Ильинская церковь на Московской заставе – первый храм русских авиаторов. Даст Бог, он будет стоять на этой земле. И молитва в возрожденном храме будет вновь давать силы русским летчикам в их многотрудном деле.


Марина КРОТОВА,
член Союза журналистов Санкт-Петербурга,
член инициативной группы по сохранению мемориальной территории «Воздухоплавательный парк»







Hosted by uCoz