Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас в Воздухоплавательном парке.
В сегодняшней нашей стране есть немало городов, где развивалась военная и гражданская авиация.
Однако есть в России место, вызывающее особое волнение каждого, кто мечтал о небе. Это петербургский Воздухоплавательный парк.
Впрочем, и до возникновения этого удивительного парка, конечно, были в российской истории храбрецы, которым удавалось взлететь в воздух – хоть на миг! – и испытать невероятное чувство полета – не только телесного, уверяю, но и душевного, ибо, только оторвавшись от земли, человек начинает чувствовать себя частичкой Божьего пространства. Да, такие храбрецы-удальцы были. Вспомним того же холопа боярского Никиту, который полетел на самодельных крыльях с Распятской колокольни в Александровской слободе, да был казнен изумленным Иоанном Грозным за «бесовщину», вспомним и более удачливых русских воздухоплавателей – князя Львова и академика Захарова…
Почему же именно нашему парку мы отводим исключительную роль?
Причин тут много.
И первый мой ответ (каким бы парадоксальным он ни показался): нет на топонимической карте современного Петербурга названия более возвышенного и романтического! Названия, которое бы давало бы пищу для ума и фантазий!
Второй ответ, абсолютно реалистический. Именно здесь, на землях Волкова поля, рождался новый для Русской Армии род войск – воздухоплавание. Это позже появились аэродромы – Корпусной, Комендантский, появилась Гатчинская авиашкола и Императорский аэроклуб… И самый знаменитый военный летчик того времени штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров (его портрет был во всех советских энциклопедиях и учебниках истории) учился в Офицерской Воздухоплавательной школе на Волковом поле. Впрочем, там учились и другие прославленные авиаторы – Евграф Николаевич Крутень, Георгий Георгиевич Горшков, Николай Николаевич Данилевский, Евгений Владимирович Руднев… Это были смелые талантливые люди, о которых не говорили официальные советские источники, и лишь совсем недавно, в конце двадцатого века, мы вновь обращаемся к их подвигам, совершенным во славу России.
И третья причина, наверно, самая главная. Воздухоплавательный парк, который по крупицам закладывался с 1885 года, сохранился до наших дней в относительной целостности и сохранности. Большая территория исторической воинской части! Несмотря на то что находился парк (и находится) на южной окраине города – наиболее опасном месте при артобстрелах во время Второй мировой войны. Лишь однажды снаряд попал в одно из исторических зданий.
Пока не тронул стены Воздухоплавательного парка и строительный бум, который охватил наш город в последние десятилетия. Уже давно нет Корпусного, Комендантского, Гатчинского аэродромов, а Воздухоплавательный парк стоит…
Как последний памятник первым военным авиаторам России.
Так прислушаемся к голосам, эхом звучащим в этих стенах - живых свидетелях российской славы…
Поклонимся своей истории.
Постараемся, насколько хватит сил, удержать эти стены от разрушения.
Марина КРОТОВА, петербургский журналист, член инициативной группы по сохранению мемориальной территории «Воздухоплавательный парк»