Записки наблюдателя - Воздухоплавательный парк





Марина Кротова

НЕБО. АВГУСТ. ПРАЗДНИКИ
Записки наблюдателя



Предлагаю прочесть приказ министра обороны РФ. Правда, это документ прошлогодний. Вероятно, и в нынешнем году был подобный поздравительный приказ, однако мне не удалось найти его в Интернете… Впрочем, вряд ли текст нынешнего года сильно отличается от прошлогоднего. Вряд ли в году в 2011 в приказе есть слова, где говорится о том, ГДЕ и КАК зарождался военно-воздушный (да и просто воздушный) флот России. Вот и появляются самые разные числа: 12 августа, 15 августа, 18 августа, третье воскресенье августа…Но мы не будем сегодня обсуждать эти даты. Тем более мы с вами – а, безусловно, все наши читатели – друзья Воздухоплавательного Парка – хорошо знаем, ГДЕ и КАК все происходило на самом деле…

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 августа 2010 г. № 1075 г. Москва

Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, товарищи офицеры! Уважаемые деятели науки и работники авиационной промышленности! Дорогие ветераны!

12 августа отмечается День Военно-воздушных сил, а 15 августа празднуется День Воздушного флота России. Эти знаменательные даты близки и дороги всем, кто посвятил свою жизнь покорению воздушных просторов. Военная авиация прошла славный путь: от аэропланов и дирижаблей до современных авиационных комплексов. Имена лучших летчиков и конструкторов стали национальным и мировым достоянием.

Бессмертные подвиги авиаторов в годы Великой Отечественной войны вписали героическую страницу в летопись нашей страны. 228 авиационных соединений и частей удостоены звания гвардейских, 897 награждены боевыми орденами, 708 получили почетные наименования. Около 200 тысяч советских летчиков награждены орденами и медалями, 2420 стали Героями Советского Союза, 65 пилотов удостоены этого звания дважды, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды.

Сегодня военнослужащие Военно-воздушных сил достойно продолжают доблестные традиции старших поколений, успешно решают задачи по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, постоянно совершенствуют боевое мастерство. Наглядный тому пример - оперативно-стратегические учения «Восток-2010». В ходе этих учений летные экипажи показали отличную боевую выучку и мастерство.

Поздравляю вас с Днем Военно-воздушных сил и Днем Воздушного флота России. Желаю личному составу, ветеранам Военно-воздушных сил и работникам оборонных отраслей промышленности здоровья, оптимизма и новых успехов в службе и труде на благо нашей Родины! (Газета Красная Звезда).

Итак, прочитали текст? Выводы сделали?

А теперь вспомним август нынешнего, 2011, года.


2 августа, в День памяти Святого Пророка Илии, в Воздухоплавательном Парке, у Поклонного креста (уже в третий раз) состоялся молебен. Коротко об истории воинской части рассказал хранитель «воздухоплавательной» экспозиции Ю.М. Лозыченко. К подножию креста возложили цветы потомки первых русских воздухоплавателей и авиаторов – Е.А. Утешева, А.Д. Афанасьев, Н.В. Ермолаева. «Наша воинская часть передислоцируется в поселок Сиверский, – сказал Ю.М. Лозыченко. – Сегодня точно невозможно знать: что будет с нашими мемориальными зданиями, с экспозицией, которую я собирал долгие годы, не знаем даже – сохранится ли Поклонный крест. Сегодня нужно максимально сделать все для того, чтобы разрушения были минимальными. И все, конечно, зависит от инициативы общественников, и от воли воинского начальства, и от руководства Санкт-Петербурга, которое в достаточной степени осведомлено о ситуации в Парке. Однако до сей поры мы получали только отписки…» Время идет. Конкретных распоряжений представителей городской власти нет. Сейчас, в 2011 году, обстоятельства осложнились настолько, что Воздухоплавательный Парк может повторить печальную судьбу Преображенских казарм, которые были снесены, несмотря на «охрану государства». Каждый раз наблюдая, как очередной пласт истории «закатывается» под асфальтовый каток, думаешь: а что еще такое должно произойти, чтобы губители истории одумались? Пожар или наводнение в городском масштабе? Падение метеорита? Землетрясение? Впрочем, тогда уже будет поздно…

Не менее драматичными были события 4-7 августа, связанные с так называемым «Петербургским авиасалоном. Пушкин 2011». Бессмысленно сейчас подробно рассуждать о том, почему «салон» все же не состоялся. Наверно, на то есть вполне конкретные причины, которые известны лишь те, кто очень хорошо знает организаторов. А если без подробностей, то и так ясно: взятки, «откаты», эгоизм, зависть, глупость, чванство…Да мало ли еще пороков, в которых погряз человек в двадцать первом веке без Веры и уважения к истории Отечества!

Однако в этой августовской повести были и светлые, добрые главы. Одна из них – строительство самолета «Фарман -4». ( Впрочем, идея и дела нашего замечательного земляка Георгия Галли – это не глава, это роман, который когда-нибудь непременно кто-то напишет.)


Воссоздание одного из уникальных самолетов, на которых летали наши первые авиаторы, – мысль, которая могла прийти в голову только человеку, который не просто знает историю, но бесконечно перед ней преклоняется и беззаветно ее любит. Знакомые – не без восхищения! – считают Георгия человеком постоянно «витающим в облаках». ( В данном случае – в прямом смысле слова.) Но может ли любая необычная идея воплощаться без одержимости, без душевного горения? Нет, не может. Помните: «Так природа захотела. Почему – не наше дело. Для чего – не нам судить. Вымысел – не есть обман. Замысел – еще не точка…» И история жизни нашего «Фармана» только начинается. А пока… Пока вокруг Георгия собирается много замечательных людей – историков, художников, музыкантов, людей мастеровитых и далеко не мастеровитых и ничего не понимающих в самолетостроении (как и автор этих строк)… В этом собрании – жажда красивого полета (иногда просто в душе), бескорыстного делания во славу красивой человеческой мысли, во славу Отечества. Поэтому пожелаем всем «фармановцам» крепости духа. Ведь воссоздание одного из первых самолетов, который когда-то придумал француз Анри Фарман, воссоздание его на русской земле, как всегда в специфических российских условиях – это, поверьте, братцы, многого стоит. А иногда – и всей жизни.


Таким делом жизни был и полет в космос для наших героев, которых тоже вспоминали в прошедшем августе…Пятьдесят лет назад, 6 августа 1961 года, отправился в свое космическое путешествие «первый после Гагарина» русский космонавт – Герман Титов. Герман Степанович начинал свою военно-авиационную жизнь в поселке Сиверский Гатчинского района – одном из самых красивых селений петербургских окрестностей. И по сей день существует там воинская авиационная часть. Есть музей части, сегодня поддерживаемый стараниями энтузиастов, которых возглавляет майор запаса Петр Владимирович Бабенко.

Петр Владимирович и стал главным организатором праздничного торжества 6 августа 2011 года – в честь юбилея полета Германа Титова.


Это была очень душевная встреча – ветеранов российской авиации, инженеров, изобретателей, краеведов, музейных работников, как говорят, людей разных возрастов и профессий… Впрочем, дело вовсе не в том, чем занимаются люди, которые по своему сердечному желанию пришли 6 августа на площадку, где установлен самолет МИГ-15, на котором когда-то летал Герман Степанович Титов.


Они собрались для того, чтобы вспомнить о прекрасных и одновременно тревожных днях, когда человечество заявило об освоении космоса. Почему те далекие шестидесятые годы прошлого века так дороги сегодня для нас? В первую очередь – возможностью сплочения народа вокруг уникальной космической идеи. И те, кому сегодня за пятьдесят, хорошо помнят, как возвышала, как окрыляла нас, живущих тогда в СССР, эта идея изучения космоса…

Особыми были и люди, которые без страха и упрека поднимались в небо. И дальше – в безвоздушное пространство.

Таких особых людей я увидела на встрече в Университете гражданской авиации. Эта встреча состоялась накануне юбилея полета Германа Степановича Титова – стараниями сотрудников Музея СПбУГА и его директора Натэлы Михайловны Сафроновой.


А в гости в Музей пришли – Марина Лаврентьевна Попович, Валентина Леонидовна Пономарева, Инна Андреевна Копец, Тамара Кондратьевна Афанасьева, Мария Александровна Залунина. Не буду сейчас перечислять все регалии этих женщин, которые приехали в Санкт-Петербург, чтобы почтить память первой русской авиатриссы Лидии Виссарионовны Зверевой. И дело вовсе не в регалиях (а они велики, и по праву!), о которых каждый из вас может прочитать в Интернете. Меня покорили простота и сердечность наших «небесных» героинь. И их боль за Отечество – это чувствовалось в выступлении каждой из них…Жаль только, что посетители вышеупомянутого «салона» так и не увидели Марину Лаврентьевну, Валентину Леонидовну, Инну Андреевну, Тамару Кондратьевну, Марию Александровну и не услышали их удивительные рассказы о труде авиаторов-женщин, труде, где каждый день нужно проживать на высоте, не забывая о любви земной…Сегодняшняя страна, увы, не знает своих героев.

Прошло несколько десятков лет со дня полета Гагарина и Титова, изменился человек, изменились нравы. Возвышенная небесная, космическая идея все больше и больше приобретает коммерческий оттенок. Что ж, таковы особенности нынешнего времени, которое нужно пережить. По возможности с достоинством – как те люди, которых я упомянула в этих кратких записках.

Вот таким был наш воздушный, наш космический август.


Марина КРОТОВА




Hosted by uCoz