Шеф русской авиации Александр Михайлович - Воздухоплавательный парк







Августейший шеф Русской авиации и воздухоплавания
Его Императорское Высочество Великий Князь
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933)



Е.И.В. Великий Князь Александр Михайлович - внук Императора Николая I, четвёртый сын Е.И.В. Вел. Кн. Михаила Николаевича (1832-1960) родился 1 апреля 1866 г. в г. Тифлисе.

В 1885 г. он был зачислен в Гвардейский экипаж с чином мичмана. В 1866 г. назначен флигель-адъютантом Его Императорского Величества, после чего совершил кругосветное плавание на корвете "Рында". Служил на строевых должностях на кораблях Русского Императорского Флота, принимал участие в дальних морских походах. В 1893 г. совершил заграничное плавание на фрегате "Дмитрий Донской", в составе эскадры, посланной в Северную Америку по случаю празднования 400-летнего юбилея открытия Нового Света.

Занимал должности: командира миноносца "Ревель" (1892), старшего офицера эскадренного броненосца "Сисой Великий" (1895-1896), старшего офицера броненосца береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин", командира эскадренного броненосца "Ростислав" (с 1 мая 1900).

В 1894 г. Е.И.В. Вел. Кн. Александр Михайлович вступил в брак с дочерью Императора Александра III Е.И.Выс. Вел. Кн. Ксенией Александровной (1875-1960). Его Августейшая супруга была сестрой Государя Императора Николая II, а сам Государь Николай Александрович был дружен с Вел. Кн. Александром Михайловичем.

В 1895 г. Вел. Кн. Александр Михайлович подал Государю Императору докладную записку, в которой доказывал, что в ближайшем будущем одним из главных противников России станет Япония, и что, если он не ошибается, война с ней может разразиться в 1903-1904 гг., по завершении японской судостроительной программы. Увы, время доказало правоту и дальновидность Великого Князя...

В 1898 г. при содействии корабельного инженера Скворцова, Вел. Кн. Александром Михайловичем был разработал проект броненосца водоизмещением в 16 000 тонн, вооруженного исключительно 12-дюймовыми орудиями. Проект этот не был осуществлён, но его грандиозный замысел на целое десятилетие предвосхитил создание нового типа караблей - дредноутов.

Продолжая состоять по морскому ведомству, Великий Князь занимал ряд связанных с мореплаванием гражданских должностей, в частности, председателя Совета по делам торгового мореплавания, главноуправляющего торговым мореплаванием и портами (1901—1905). В 1903 г. произведён в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Черноморского Флота с зачислением в Свиту Его Императорского Величества; в том же году назначен почётным членом конференции Николаевской Морской Академии.

В 1904 г., когда война с Японией действительно разразилась, Великий Князь принял самое деятельное участие в делах Флота. Сознавая неготовность 2-й Тихоокеанской эскадры к встрече с японским флотом, он был противником поспешной её отправки на театр военных действий. И в то же время предлагал разумный план создания флотилии из быстроходных крейсеров для действий в Тихом океане на путях сообщения Японии.

В феврале 1905 г. Е.И.В. Вел.Кн. Александр Михайлович стал начальником отряда минных крейсеров; летом 1906 г. командовал практическим отрядом побережья Балтийского моря. 22 июня 1909 г. произведён в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом Его Императорского Величества.

Вел. Кн. Александр Михайлович является одиним из организатров русской авиации и воздухоплавания. Он деятельно работал над созданием русского воздушного флота, состоя председателем отдела воздушного флота при Высочайше учреждённом Комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Результатами его деятельности, в частности, стало командирование за границу весной 1910 г. группы русских морских офицеров для обучения лётному делу и получения дипломов пилотов-авиаторов, а также группы нижних чинов для освоения специальности механиков аэропланов. Вел. Кн. Александр Михайлович стал основателем авиационной школы в г. Севастополе. На личные средства им были приобретены во Франции несколько аэропланов для России. В 1913 г. он представил на утверждение правительству "Общий план организации воздухоплавания и авиации в России". Всё это позволило положить начало русской авиации.

Е.И.В. Великий Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (слева) представляет Государю Императору офицеров Авиационной школы

Во время 1-й Великой войны Е.И.В. Вел. Кн. Александр Михайлович заведовал организацией авиадела в армиях Юго-Западного фронта (1914-1915). В 1915 г. произведён в чин адмирала. С 1916 г. - генерал-инспектор военно-воздушного флота. В результате трагических событий февраля 1917 г. Великий Князь был уволен от службы 22 марта 1917 г. Под угрозой ареста и расправы уехал с семьёй в Крым и в 1918 г. эмигрировал.

В эмиграции. Е.И.В. Великий Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (слева) и начальник НОРР полковник П.Н. Богданович в лагере разведчиков

За рубежом Великий Князь занимался археологией. Он состоял Почётным Председателем Союза Русских Военных Лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов Гвардейского экипажа и был покровителем Национальной Организации Русских Разведчиков (НОРР).

Скончался Великий Князь Александр Михайлович 26 февраля 1933 г. в г. Ницце (Франция) после продолжительной болезни. Его перу принадлежит "Книга воспоминаний", изданная в Париже в 1933 году.





Hosted by uCoz